Кремнийорганические эмали и краски

обзоры, методики, рецепты

Нитроцеллюлозные лакокрасочные материалы для легковых и грузовых автомобилей и моторов

До 1957 г. нитроэмали широко применялись в автомобильной промышленно­сти для окраски кузовов н кабин автомашин. С появлением алкидномеламиио-вых эмалей применение нитроэмалей для этой цели значительно сократилось. В настоящее время нитроэмали применяют при окраске автомобилей высокого класса и в основном при ремонтной окраске, в первую очередь грузовых авто­мобилей (при воздушной сушке). Некоторые марки нитроэмалей предназначены для окраски моторов и деталей автомашин.

Эмаль НЦ-11 — основная эмаль для окраски кузовов легковых автомашин высшего класса («Чайка» и др.). Нелетучая часть эмали состоит из суспензии СВП в растворе коллоксилина, алкидной смолы резилового типа и пластифика­торов. Летучая часть состоит из активных высококипящих и низкокипящих рас­творителей, этилового и бутилового спиртов, разбавителей — толуола, ксилола и тяжелого растворителя. Выпускают более 50 различных цветов эмали. Эмаль наносят краскораспылителем. До рабочей вязкости 17—22 с по ВЗ-4 разбавляют растворителем 646, 647 или 648 в количестве 90—120, а для черной — 20—35% от массы эмали. Межслойиая сушка эмали составляет 10—15 мин, окончатель­ная сушка до степени 3 — 1 ч, до степени 5 — при 20 ± 2 "С — 24 ч.

Покрытие, состоящее из 5 слоев эмали, нанесенных по одному слою грун­товки и двум слоям грунт-шпатлевки, устойчива в условиях умеренного и хо­лодного климата в течение двух лет для цветных эмалей и в течение трех лет для черной эмали. При применении грунтовок и шпатлевок, рекомендованных для тропического климата, эмаль НЦ-11 черная дает комплексное пятислойиое покрытие, устойчивое в условиях тропического климата также в течение трех лет. Толщина комплексного покрытия должна быть в пределах НО—120 мкм.

Эмаль НЦ-170 — суспензия СВП соответствующего цвета в растворе кол­локсилина, алкидной смолы с добавлением дибутилфталата и хлорпарафина в смеси органических растворителей, состоящей из 25% (масс.) активных раство­рителей, 25% спиртов и 50% толуола. Перед применением эмаль разбавляют растворителем 646 в количестве 60—100% от массы эмали до рабочей вязкости 23—29 с по ВЗ-4. Эмаль наносят краскораспылителем в два слоя при окраске кабин, и капотов грузовых автомобилей по предварительно нанесенному слою грунтовки ПФ-020 или ГФ-0163. Продолжительность сушки до степени 1 со­ставляет 15 мин, до степени 3 — 24 ч. Эмаль после высыхания образует ровное, гладкое, глянцевое защитно-декоративное покрытие.

Эмаль НЦ-184 — суспензия технического углерода в виде СВП в растворе коллоксилина BHB и резиловой алкидной смолы № 130, модифицированной синтетическими жирными кислотами, с добавлением пластификаторов. Летучая часть эмали состоит из 10% (масс.) бутилацетата, 8% этилцеллозольва, 7% аце­тона, 35% спиртов (этилового и бутилового) и 40% толуола. Эмдль наносят краскораспылителем при рабочей вязкости 30—38 с по ВЗ-4, разбавляют рас­творителем 646. Эмаль, после нанесения в три слоя по загрунтованной поверх­ности образует глянцевое, защитно-декоративное покрытие, устойчивое в атмо­сферных условиях. Предназначается для окраски литых деталей автомашин, при­боров и других изделий.

Эмали НЦ-216 и НЦ-217 — суспензии пигментов в растворе коллоксилина с добавлением пластификатора. Различаются содержанием пигментов: эмаль НЦ-216 содержит 0,8 масс. ч. пигментов, а НЦ-217 — 0,13 масс. ч. Соответствен­но меньше содержится дибутилфталата — 0,7 и 0,37 масс. ч. Состав летучей ‘части эмали [в % (масс.)] следующий: активных растворителей—17,5, спир­тов — 42,5, толуола — 40. Эмаль разбавляют растворителем 646 до рабочей вяз­кости 25—38 с по ВЗ-4, наносят краскораспылителем.

Эмаль НЦ-216 наносят на предварительно загрунтованные грунтовкой КФ-030 детали моторов. Некото­рые ,детали, кроме того, перекрывают одним слоем эмали НЦ-217 того же цвета, что и эмаль НЦ-216, для получения более глянцевого покрытия. Покрытия ха­рактеризуются водо-, бензо — и маслостойкостыо. Толщина покрытия, состоящего из грунтовки н эмали НЦ-216 должна быть 25—30 мкм, а дополнительно пере­крытого слоем эмали НЦ-217 — 40—50 мкм.

Эмаль НЦг271М — образует матовые покрытия серо-синего и черного цвета. В состав эмали входит СВП и тальк для матирования. Нелетучая часть состоит из коллоксилина ВНВ, алкидной смолы H пластификаторов. Эмаль наносят в три слоя по грунтовке ПФ-020, ГФ-021 или ГФ-0163 или по подкраши ГФ-571 с.межсдоиной сушкой 10 ,мин.

Эмаль наносят краскораспылителем с рабочей вязкостью 23—28 с по ВЗ-4. Перед . применением ее разбавляют до рабочей вязкости растворителем 646 в количестве 120—180% от массы эмали. Основное назначение эмали — декоративная отделка деталей автомащин.

Эмаль НЦ-273 — нитроалкидная. Выпускается в виде двух компоненте^ основы эмали и пасты алюминиевой пудры в бутиловом спирте в соотношении 65i 35 (по массе). Перед применением смешивают 84—85% (маес.) основы эмали и 16—15% пасты.

Эмаль наносят краскораспылителем в один слой непо­средственно на детали моторов из чугунного или стального литья или на пред­варительно окрашенные эмалью НЦ-5123. Перед применением эмаль разбавляют до рабочей вязкости 22—26 с по ВЗ-4 растворителем 646 в количестве 100— 150% от массы эмали.

Лак НЦ-286 — раствор низковязкого коллоксилина и спирто-раетворимого нигрозина с добавлением дибутилфталата в смеси растворителей, содержащей 20% (масс.) бутилацетата, 10% этилацетата, по 8% ацетона и бутилового спир­та, 10% этилового спирта и 44% толуола. Лак получают из двух полуфабрика­тов— 75% нитроосновы и 25% раствора нигрозина в смеси этилового спирта (58%), ацетона (21%) и бутилового спирта (21%), очищенного от нераствори­мой части нигрозина методом отстаивания и декантации в течение 8—10 сут. Лак наносят краскораспылителем, разбавляя до рабочей вязкости 28—30 с по ВЗ-4 растворителем 645.

Лак образует глянцевое покрытие черного цвета, водо-, масло — и бензостойкое. Расход лака при двухкратном нанесении — до 300 г/м2. Лак НЦ-286 используют для антикоррозионной защиты металлических деталей моторов и приборов.

Эмаль НЦ-1125 — суспензия пигментов в растворе коллоксилина ВНВ, ал — . кидиой резиловой смолы M 80 или № 130 с добавлением дибутилфталата и • касторового масла или хлорпарафина 40%.

Пигментирование эмалей произво­дят СВП или пигментной пастой, полученной при диспергировании на бисерной мельнице или на краскотерочной трехвалковой машине. Набор пигментов и их соотношение определяется цветом эмали.

Перед применением эмаль разбавляют растворителем 646 в количестве 120—180 % от массы эмали до рабочей вязкости 23—28 с по ВЗ-4 и наносят краскораспылителем. Эмаль образует после высыхания в течение 1 ч при 18— 22 °С ровное полуглянцевое покрытие. Покрытие, состоящее из трех слоев эмали, нанесенных на загрунтованную грунтовкой ГФ-021 или ГФ-0163 поверхности, сохраняет защитные, свойства в умеренном климате не менее 1,5 года.

Эмаль в основном используют для окраски различных грузовых автомобилей.

Эмаль НЦ-5123 — предназначается для окраски необработанных поверхно­стей деталей двигателей автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин. Эмаль наносят краскораспылителем в два слоя по слою грунтовки ПФ-626 с межслойной сушкой 8 мин.

Эмаль разбавляют до рабочей вявкости 33—38 с по ВЗ-4 растворителем 646 в количестве 100—120% от массы эмали. После высы­хания эмаль образует полуматовое или полуглянцевое маслостойкое покрытие красно-коричневого, серого, зеленого или салатного цвета.

Comments are closed.