Кремнийорганические эмали и краски

обзоры, методики, рецепты

Эмали и грунтовки для автомобилей

Ниже рассмотрены важнейшие марки эмалей и грунтовок, применяемых для окраски автомобилей. Среди них ведущее место занимают меламиноалкидные покрывные эмали для легковых автомобилей — МЛ-197, МЛ-1110, МЛ-12 и МЛ-1121 (для окраски кузовов и деталей), МЛ-152 и МЛ-1195 (для ремонтной окраски автомобилей). Из этих эмалей наибольшей стойкостью в атмосферных

условиях в умеренном, северном и тропическом климате характеризуются комп­лексные покрытия эмалями МЛ-197, AlJl-1110 и МЛ-12. Эмаль МЛ-197 отверж* дается при 105 °С, а эмали МЛ-ШО и. МЛ-12 —при 130—135 «С. К достоин­ствам эмали МЛ-1110 относится весьма высокая водо-, масло — н бензостойкость покрытия.

Эмаль МЛ-1121 белого цвета отличается очень высокой атмосферо-стойкостью в умеренном климате, сохраняет защитные и декоративные свойства в течение 5 лет.

Для окраски легковых автомобилей высшего класса до настоящего времени с успехом применяют черную нитроэмаль марки НЦ-11. Для окраски деталей легковых автомобилей применяют термостойкую кремнийорганическую эмаль КО-828 серебристого цвета, алкиднохлоркаучуковую черную эмаль КЧ-190, ал-киднокарбамидоформальдегидную эмаль МЧ-123 черную (для окраски колес, рам и радиаторов).

Для окраски кабин, деталей и платформ грузовых автомобилей предназна­чаются в основном алкидные эмали — пентафталевая ПФ-1147, глифталевая ГФ-1147, эмаль МЧ-145 и водоразбавляемая эмаль В-ФЛ-1199.

Алкидностирольную эмаль МС-17 холодной сушки, отверждаемую за 30 мин при 18—22 °С, выпускают трех цветов и применяют для следующих целей: светло-серую — для окраски двигателей и деталей автомобилей; черную — для окраски рам, узлов шасси и других деталей автомобиля; песочную — для ок­раски деталей нз обивочного картона.

Гдифталевую эмаль ГФ-571 применяют при окраске легковых автомобилей в качестве подкраши для выравнивания поверхности перед нанесением покрыв­ных эмалей МЛ-1110 и др.

Для грунтования кузовов и деталей легковых автомобилей под покрывные эмали МЛ-1110, МЛ-197 и МЛ-1121 применяют эпоксиэфирную грунтовку ЭФ-083, глифталевые ГФ-017, ГФ-018, ГФ-073 и ГФ-089, а также наносимые способом электроосаждения и др. водоразбавляемые грунтовки (ПФ-033, ФЛ-093, В-МЛ-0143, В-ЭФ-0153), которые описаны в разделе «Водоразбавляемые лако­красочные материалы» (см. с. 181). Сведения о составе, получении и применении лакокрасочных материалов для автомобилей приведены ниже.

Эмаль КО-828 — суспензия алюминиевой пудры в растворе кремнийорганического лака КО-08, представляющего собой раствор полиметилфенилсилоксано-вой смолы в толуоле.

После высыхания эмаль образует гладкое покрытие серебристого цвета, которое должно характеризоваться следующими показателями (гарантируемыми заводом-изготовителем): стойкость пленки к действию влажных паров (в гид­ростате)— не менее 150 ч, стойкость к солевому туману (5%-ный раствор NaCl) при 35 °С — не менее 96 ч, стойкость к попеременному воздействию нагревания при 4000C и воды при 18—22 0C — не менее 5 циклов.

Эмаль обладает высокой термостойкостью (400 0C), а также хорошими диэлектрическими свойствами: удельное объемное электрическое сопротивление пленки при 200C—МО8 — — 5 — 10е Ом-см. Другие показатели эмали представлены в табл. 2.20.

Основное назначение эмали — окраска деталей легковых автомобилей (из стали марки 08КП) по фосфатированной и нефосфатированной поверхностям. Эмаль имеет склонность к осаждению, осаждение эмали через 24 ч не должно превышать 12%.

Эмаль после тщательного размешивания наносят на поверхность краскорас­пылителем, предварительно разбавив ее сольвентом до рабочей вязкости 12—13 с по ВЗ-4 при 20 °С. Эмаль можно наносить также распылением в электро­статическом поле. Гарантийный срок хранения эмали — 6 мес. со дня изготов­ления.

Эмаль КЧ-190 — суспензия технического углерода и наполнителя в смеси растворов модифицированной алкидной смолы и хлоркаучука. Эмаль приме­няют для окраски деталей легковых автомобилей — штаиг стабилизаторов и ры­чагов привода регуляторов задних тормозов, пружин передних подвесок.

Эмаль отличается хорошей адгезией, высыхает при 18—22 0C в течение 40 мин. Прочность пленки эмали при растяжении—не менее 6 мм на приборе «Э». После высыхания эмаль образует черное полуглянцевое покрытие, стойкое к действию влаги в гидростате в течение 150 ч, солевого тумана (в камере)—96 ч, низких температур (до —400C) — 24 ч.

Эмаль наносят на очищенные и обезжиренные детали автомобилей в два слоя методом окунания после разбавления ксилолом до рабочей вязкости 23—29 с по ВЗ-4 при 20 «С. Гарантийный срок хранения эмалей — 6 мес. со дня изготовления.

Эмаль МЛ-12 — суспенвия пигментов в растворах меламиноформальдегид­ных и алкидных смол в органических растворителях. Эмали выпускают более 50 цветов.

Производство эмалей сводится к изготовлению пигментных паст, смешению Их с лаками-полуфабрикатами, типизации, фильтрации и расфасовке полученных эмалей. Полуфабрикатные лаки МЛ-040 и МЛ-0136, входящие в состав эмалей, представляют собой смеси раствора меламиноформальдегндной смолы К-421—

Приготовление пигментных паст включает стадии подготовки замеса и по­следующего его диспергирования. В замесочных машинах или диссольверах готовят однопигментные или подколеровочные замесы путем перемешивания пиг­ментов с лаками-полуфабрикатами. Однопигментные и многопигментные, а также подколеровочные пасты получают диспергированием замесов на краскотерочиых машинах либо на бисерных мельницах.

Составление эмалей и их типизацию проводят в смесителях с якорной или пропеллерной мешалкой, в которые из мерников насосами подают полуфабри­катные лаки, а затем загружают пигментные пасты. Изготовленные на бисер­ных мельницах пасты подают насосами, а пасты, растертые на краскотерочиых машинах, загружают вручную (или при помощи тельфера). После загрузки и размешивания всех компонентов производят типизацию эмали по цвету, вязкости и другим показателям.

Полученную в смесителе после типизации эмаль подвергают очистке на центрифуге ИСА (или другого типа) и при соответствии степени перетира, вяз­кости и цвета требованиям ТУ сливают в тару через дозирующий отсекатель. В случае недостаточной очистки эмаль подают насосом на фильтр Кюио с опре­деленной пористостью патрона и по достижении требуемой степени перетира (не более 10 мкм по клину) расфасовывают ее в тару с помощью фасовочного аппарата.

Плотность эмалей составляет 1000—1200 кг/м3. Они отличаются ярким цве­том, высоким блеском и степенью дисперсности (10 мкм). Стойкость покрытий к перепаду температур от —60 до +600C — не менее 15 циклов, к влажному Облучению — не менее 6 ч. Удельное объемное электрическое сопротивление эмали с вязкостью 18—22 с по ВЗ-4 составляет 5•1O5— 1•1O8 Ом-см. Покрытие эмалью хорошо шлифуется и полируется. Остальные свойства эмалей МЛ-12 приведены в табл. 2.20.

Покрытие, состоящее из двух слоев эмали МЛ-12,’нанесенных на фосфати-рованную и загрунтованную поверхность, устойчиво в условиях умеренного, северного и тропического климата, сохраняет защитные свойства  в течение 3 лет, а декоративные свойства — в течение 1,5 лет.

Эмали применяют для окраски предварительно загрунтованных или загрун­тованных и зашпатлеваиных поверхностей автомобилей, автобусов и различных промышленных изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях и внутри помещений. Эмали наносят на окрашенную поверхность методом распыления в электростатическом поле или пневматическим распылением (краскораспыли­телем). Для окраски изделий в электростатическом поле эмали разбавляют раз­бавителями РЭ-1В или РЭ-2В до рабочей вязкости 18—22 с по ВЗ-4 при 20 0С.

При окраске краскораспылителем эмали разбавляют до рабочей вязкости 24—32 с по ВЗ-4 растворителем Р-198 или сольвентом. Эмали для бытовых це­лей разбавляют растворителем 647. Гарантийный срок хранения эмалей—12 мес. со дня изготовления.

Эмаль МЛ-152 — суспензия пигментов в смеси растворов меламиноформаль­дегидных и алкидных смол. Выпускается более 30 цветов.

Технологический процесс производства эмалей МЛ-152 сводится к получе­нию пигментных паст путем диспергирования замесов на краскотерочиых маши­нах и бисерных мельницах, составлению эмалей и их типизации в смесителях и последующей фильтрации на центрифугах типа ИСА или на одновалковой краскотерочной машине с перетирочным брусом.

Эмали образуют высокоглянцевые покрытия (блеск пленки не менее 60%), обладающие стойкостью к перепаду температур от —60 до +50 «С — не менее 15 циклов, стойкостью к влажному облучению (условная светостойкость)—не менее 6 ч.

В отличие от эмалей МЛ-12, которые высыхают при 130—135 «С в Течение 35 мин, эмали МЛ-152 полностью высыхают при 85—90 «С за 1 ч, а при 1000C — за 35 мин. Пониженная температура сушки позволяет широко применять’ эмали для ремонтных работ. Для сушки можно применять ручные медицинские рефлекторы. Покрытие в процессе сушки не изменяет первоначального цвета. Свойства эмалей приведены в табл. 2.20.

Эмали предназначаются для окраски предварительно загрунтованных ме­таллических изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях, а также для ремонтной окраски автомобилей. Металлические поверхности автомобилей и дру­гих изделий предварительно загрунтовывают грунтовкой ФЛ-ОЗк илн другой, затем покрывают двумя слоями эмалн МЛ-152. Защитные свойства такого по­крытия в умеренном климате сохраняются не менее 3 лет, а в холодиом и во влажном тропическом климате — менее 2 лет.

При окраске изделий в электростатическом поле эмали предварительно раз­бавляют до рабочей вязкости разбавителями РЭ-1В или РЭ-2В, а прн окраске краскораспылителем — до вязкости 20—23 с по ВЗ-4 сольвентом или смесью кснлола и бутилового спирта в соотношении 9:1. Гарантийный срок хранения эмалей — 6 мес. со дня изготовления.

Эмаль МЛ-197 — суспензия пигментов в смеси растворов меламинофоомаль-дегидных и алкидных смол. В состав эмалей входят полуфабрикатные лаки МЛ-078 и МЛ-079, представляющие собой смеси растворов в сольвенте или в смеси растворителей меламиноформальдегидной смолы с алкидной смолой ФК-42в (лак МЛ-078) или с алкидной смолой Фсин-34 (лак МЛ-079). Смола К-423-02 — раствор малобутанолизированной меламинформальдегидной смолы в бутиловом спирте. Эту смолу вводят для снижения температуры высыхания покрытия (до 105 ± 2 0C).

Пигментные пасты изготовляют на краскотерочных машинах и на бисерных мельницах. Составление эмалей и их типизацию проводят в смесителе: загру­жают пасту двуокиси титана и около 90% расчетного количества полуфабрикатных лаков и смол и после размешивания приступают к типизации эмали. Сначала подгоняют цвет, вводя подколеровочные пасты, а затем добавляют недостающее количество пленкообразующих компонентов и проводят типизацию по вязкости, продолжительности высыхания и внешнему виду.

Очистку эмалей проводят на центрифугах типа ИСА и дополнительно про­пускают через многослойный фильтр из марли с ватой и фильтр Кюно.

Образуемые эмалями покрытия устойчивы к перепадам температур, к ультрафиолетовому облучению — не менее 4 ч и отличаются высокой тропико-стойкостью. Удельное объемное электрическое сопротивление эмали при рабочей вязкости составляет 8*106—1•1O8 Ом*см прочность пленки при растяжении — не менее 6 мм (по прибору «Э»), условная светостойкость пленки — не менее 4 ч.

Основное назначение эмали — окраска предварительно загрунтованных и за-шпатлеванных поверхностей кузовов и деталей легковых автомобилей. Покрытия, состоящие из двух слоев эмали МП-197. нанесенных на фосфатированную, за­грунтованную грунтовкой типа ФЛ-093 и грунтовкой ЭФ-083 поверхность, со­храняют при эксплуатации в условиях умеренного, северного и тропического климата защитные и декоративные свойства не менее 3 лет.

При нанесении методом распыления в электростатическом поле эмали пред­варительно разбавляют разбавителями РЭ-1В или РЭ-2В, а при нанесении крас­кораспылителем— разбавителем P-197 до рабочей вязкости 20—22 с по ВЗ-4 при 20 °С. Гарантийный срок хранения эмалей — 6 мес. со дня изготовления.

Эмаль МЛ-1110 — суспензия пигментов в растворах меламиноформальдегид-ных и алкидных смол. Выпускается различных цветов. В состав эмалей в каче­стве пленкообразующих веществ входят полуфабрикатные лаки МЛ-0159 и МЛ-031 с добавками лака ГФ-050 и смолы К-421-02, а в пигментную часть входят двуокись титана рутнльной формы, светопрочные цветные неорганиче­ские и органические пигменты. Технологический процесс изготовления эмалей МЛ-1110 в основном аналогичен процессу производства эмалей МЛ-12 п МЛ-197.

Эмали МЛ-1110 образуют покрытия более стойкие к действию воды и бен­зина, чем эмали МЛ-197, но отверждаются они при более высокой температуре (при 130—135 0C).

Покрытие, состоящее из двух слоев эмали МЛ-1110, нанесенных на фосфа-тированную и загрунтованную грунтовкой ЭФ-083 (либо ФЛ-093) пли эмалью ГФ-571 поверхность, сохраняет защитные и декоративные свойства при эксплуа­тации в условиях умеренного, северного н тропического климата не менее 3 лет. Покрытия хорошо шлифуются и полируются.

Основное назначение эмалей — окраска кузова и других деталей легковых автомобилей. Эмали наносят на поверхность методами распыления в электро­статическом поле н пневматическим распылением. Перед окраской в электро­статическом поле эмали разбавляют до рабочей вязкости 18—22 с по ВЗ-4 при 20 «С разбавителем РЭ-1В. Перед нанесением при помощи краскораспылителя эмали разбавляют растворителем P-198 до рабочей вязкости 24—28 с по ВЗ-4 при 20 °С. Гарантийный срок хранения эмалей — 6 мес. со дня изготовления.

Эмаль МЛ-1121—суспензия двуокиси титана рутильной формы в смеси рас­творов меламиноформальдегндной и алкидной смол белого цвета. Эмаль изго­товляют обычно с применением бисерных мельниц.

Плотность эмали составляет 1100 кг/м3, а пленки эмали—1500 кг/м3. После высыхания при 130 «С эмаль образует высокоглянцевое покрытие (блеск—не менее 65%), отличающееся высокой стойкостью к действию воды и минераль­ного масла (см. табл. 2.20), стойкостью к влажному облучению — не менее 6 ч, к нагреванию при 130 0C — не менее 1 ч, а при 160 °С — ие менее 0,5 ч. Удель­ное объемное электрическое сопротивление эмали составляет 5-106
— 5*1O8 Ом-см. Покрытие эмалью хорошо шлифуется и полируется.

Эмаль МЛ-1121 применяют для окраски кузова и деталей легковых авто­мобилей, а также металлических поверхностей других изделий, эксплуатирую­щихся в течение длительного времени в атмосферных условиях.

Покрытие, состоящее из двух слоев эмали, нанесенных на фосфатирован-ную и загрунтованную грунтовкой ФЛ-093 или ЭФ-083 металлическую поверх­ность, сохраняет защитные и декоративные свойства в умеренном климате не менее 5 лет.

Перед нанесением краскораспылителем эмаль разбавляют растворителем Р-198 до рабочей вязкости 20—22 с по ВЗ-4 при 20 «С. Гарантийный срок хранения эмали — 6 мес, со дия изготовления.

Эмаль МЛ-1195 — суспензия пигмента в смеси алкидной и .меламинофор­мальдегндной смол. После горячей сушки при 800C в течение 30 мин эмаль образует высокоглянцевое атмосферостойкое покрытие. Выпускают 15 однопиг-ментных эмалей различных цветов.

Основное назначение эмалей — ремонтная окраска на станциях технического обслуживания кузова и деталей легковых автомобилей. Эмали требуемых цве­тов предварительно составляют на месте из однопигментных эмалей МЛ-1195 и наносят на подготовленные поверхности краскораспылителем. Перед нанесением вмали разбавляют растворителем Р-198 или сольвентом до рабочей вязкости 18—23 с по ВЗ-4 при 20 «С.

Покрытия, состоящие из двух слоев эмали, нанесенных на загрунтованные поверхности, способны сохранять в условиях северного и умеренного климата защитные и декоративные свойства не менее 3 лет. Гарантийный срок хранения эмалей — 6 мес. со дня изготовления.

Эмаль МЛ-1196 — суспензия пигмента в растворе меламиноформальдегнд­ной и алкидной смол с введением добавок. Выпускается черного цвета. Эмаль получают диспергированием технического углерода и добавок в растворе смеси алкидных и меламиноформальдегидных полуфабрнкатных лаков и типизацией в шаровой мельнице либо смешением диспергированной на краскотерочной машине пигментной пасты с полуфабрикатными лаками в смесителе с последующей ти­пизацией.

Плотность эмалн составляет 980—1050 кг/м3. После высыхания при 1000C в течение 30 мин эмаль образует атмосферостойкое покрытие, стойкое к дей­ствию воды, солевого тумана (3%-ного раствора NaCl при 20 °С — ие — менее 24 ч) и к перепаду температур от —40 до +60 С. Удельное рбъемное электри­ческое сопротивление эмали должно составлять 106 — 108 Ом-см.

Основное назначение эмали — окраска радиаторов, рам, колес н мелких де­талей автомобилей. Эмаль наносят на поверхность методами пневматического и электростатического распыления, а также окунанием и облнвом. Перед приме­нением эмаль разбавляют до рабочей вязкости 18—22 с по ВЗ-4 разбавителем РЭ-4В при окраске в электростатическом поле, ксилолом или сольвентом при других методах окраски. Гарантийный срок хранения эмали — 6 мес. со дня изготовления.

Эмаль MC-17 — суспензия пигментов в полуфабрикатном алкидностироль-ном лаке с добавлением сиккатива и антиоксиданта. Эмаль выпускают трех цветов — черного, светло-серого и песочного. Получение эмалей сводится к дис­пергированию пигментов в среде полуфабрикатного лака МС-080 в шаровых мельницах с последующей типизацией н фильтрацией. Полуфабрикатный алкид-ностирольный лак МС-080 представляет собой раствор в ксилоле сополимера стирола с г лифта левой смолой ГФ-091.

Покрытия эмалью отличаются стойкостью к действию воды, минеральных масел, изменению температуры, а также хорошими электроизоляционными свой­ствами. Более подробные данные о свойствах эмали приведены в табл. 2.20. Важнейшее достоинство эмали — высокая скорость высыхания; образование по­крытия при воздушной сушке происходит в течение не более 30 мин.

Эмаль МС-17 светло-серая применяется для окраски автомобильных двига­телей, песочная — для окраски деталей из обивочного картона, а черная — для окраски узлов шасси и других деталей автомобиля.

Песочную н светло-серую эмали наносят на поверхность краскораспылите­лем, окунанием и обливом, разбавляя предварительно ксилолом до рабочей вязкости 20—25 с по ВЗ-4 при 20 °С. Черную эмаль наносят краскораспылите­лем по металлу или загрунтованной поверхности после разбавления ксилолом илн сольвентом до рабочей вязкости 20 с по ВЗ-4 при 20 °С. Эмаль МС-17 при­годна также для нанесения электростатическим распылением по режимам, уста­новленным на местах потребления. Перед применением в эмаль вводят сиккатив-НФ-1 в количестве не более 2% от массы эмали. Гарантийный срок хранения черной эмали — 6′ мес. бежевой и светло-серой — 3 мес. со дня изготовления.

Эмаль МЧ-123 — суспензия технического углерода в лаках МЧ-061 или ГФ-0123 (с добавлением смолы К-411-02). Лак ГФ-0123 представляет собой рас­твор глнфталевой смолы в ксилоле, лак МЧ-061 — раствор карбамидоформаль­дегидной смолы К-411-02 и алкидной смолы Фсин-34 в сольвенте.

Пасту технического углерода диспергируют в шаровой или бисерной мель­нице. В первом случае после составления и типизации эмали (по вязкости, внешнему виду и продолжительности высыхания) ее очищают на центрифуге, а во втором случае эмаль без фильтрации поступает нз смесителя на розлив в тару.

После высыхания при 110—1200C в течение 30 мин или прн 140—150 «С в те­чение 12 мин эмаль образует полуглянцевое нли глянцевое атмосферостойкое покрытие, устойчивое к перепаду температур от —40 до +600C Основные свой­ства эмали приведены в табл. 2.20.

Эмаль применяют в основном для окраски деталей, рам, колес и радиато­ров автомобилей. При нанесении на поверхность краскораспылителем эмаль раз­бавляют ксилолом или сольвентом до рабочей вязкости 25—30 с по ВЗ-4 при 20°С. Эмаль наносят также электростатическим распылением. Мелкие детали автомобилей окрашивают методом окунания или облива. Гарантийный срок хра­нения эмали — 6 мес. со дня изготовления.

Эмаль МЧ-145 — суспензия пигментов в растворах алкидной и карбамидо­формальдегидной смол. Эмаль выпускают ,различных цветов — серого, защит­ного, табачного, серо-синего, темно-сине-зеленого н др. Эмаль образует атмосфе­ростойкие покрытия, пригодные к эксплуатации в условиях умеренного, холод­ного и тропического климата (с сохранением защитных и декоративных свойств не менее 1 года). Покрытия эмалью отличаются водостойкостью, стойкостью к действию нитроэмали HU-II и электроизоляционными свойствами. Удельное объемное электрическое сопротивление эмалн составляет 8•1O6—1*1O8 Ом-см.

Основное назначение эмали — окрашивание деревянных и металлических платформ грузовых автомобилей. Эмали применяют также для окраски других металлических и деревянных изделий, эксплуатируемых в различных климати­ческих районах. Перед применением в эмаль вводят сиккатив марки НФ-1 (до 8% от массы эмали). Эмаль наносят на поверхность окунанием и пневма­тическим и электростатическим распылением. При окраске окунанием и пневма­тическим распылением эмаль предварительно разбавляют сольвентом или кси­лолом до рабочей вязкости 28—35 с по ВЗ-4, а при окраске в электрополе — разбавителем РЭ-4В или РЭ-8В до рабочей вязкости 18—22 с по ВЗ-4. Гаран­тийный срок хранения эмали — 6 мес. до дня изготовления.

Эмаль ПФ-1147 — суспензия пигментов в водной эмульсии пентафталевого лака с добавлением растворителей, сиккатива и эмульгатора. Эту эмаль, как и эмаль ГФ-1147, относят к водоэмульсионным, однако это неверно, так как в от­личие от водоэмульсионных она разбавляется до рабочей вязкости растворите­лями, а не водой. Эмаль отличается тем, что изготовляется на лаке, который представляет собой водную эмульсию. Выпускается двух цветов — защитного и зеленого.

Эмульсию лака готовят в емкости с мешалкой. В состав эмульсии входят: лак ПФ-053Н — 50%, вода — 44,5% и 20%-иый раствор тринатрийфосфата— 5,5%. Пигментные пасты лазури железной и технического углерода готовят в от­дельности перетиром замесов на краскотерочиых машинах и применяют их для подколеровки. Основную пигментную пасту готовят смешением в диссольвере с последующим диспергированием в бисерной мельнице. Составление и типиза­цию эмали проводят в смесителе. Для подгонки цвета добавляют подколеровоч­ные пасты, для регулирования вязкости — ксилол или уайт-спирит. Готовую эмаль расфасовывают в тару после фильтрации.

Плотность эмали составляет 1100—1150 кг/мэ. Эмаль образует полуглянце­вую пленку, отличающуюся стойкостью к действию нитроэмали (не отслаивается и не вспучивается при нанесении на нее трех слоев нитроэмали.

Эмаль применяют для окрашивания кабин, деталей и платформ грузовых автомобилей. Перед нанесением краскораспылителем эмаль разбавляют уайт-спиритом, сольвентом, ксилолом или их смесью до рабочей вязкости 2.5—30 с по ВЗ-4 при 20 °С.

Эмаль ГФ-1147 — суспензия пигментов в водной эмульсии глифталевого лака. Выпускают эмали зеленого и защитного цвета. Изготовление, свойства и применение эмали те же, что и для’эмали ПФ-1147. Гарантийный срок хране­ния — 3 мес. со для изготовления.

Эмаль ГФ-571 (подкрашь) — суспензия пигментов в полуфабрикатном алкидном лаке. Эмаль изготовляют диспергированием замеса пигментов на краско-терочной машине, смешением полученной пигментной пасты с лаком в смесителе и фильтрацией готовой эмали. Цвет пленки эмали — серый.

Эмаль обладает хорошими электроизоляционными свойствами: удельное объемное электрическое сопротивление составляет 5-10е — 3-Ю8 Ом-см.

Эмаль применяют при окраске легковых автомобилей для выравнивания поверхности лакокрасочного покрытия; ее наносят непосредственно по металлу или по грунтовке Ф.П-093 или грунт-шпатлевке ГФ-018. Эмаль должна иметь адгезию к этим грунтовкам и к покрывным автомобильным эмалям не более 1 балла, а к нитроэмалям и металлу — не более 2 баллов. Эмаль наносят на поверхность краскораспылителем после предварительного разбавления сольвен­том до рабочей вязкости 20—22 с по ВЗ-4 при 20 «С. Допускается окраска эмалью в электрическом поле с разбавлением разбавителями РЭ-ЗВ или РЭ-4В до вязкости 20—22 с. Гарантийный срок хранения эмали — 6 мес. со дня изго­товления.

Эмаль НЦ-11 — суспензия пигментов в виде СВП (суховальцованных паст пигментов, развальцованных с коллоксилином, пластификатором и диспергато-ром) в растворе лакового коллоксилина и алкидной смолы в смеси раствори­телей. Эмали выпускаются различных цветов н применяются для окраски под­готовленной металлической поверхности различных промышленных изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях. Ранее эти эмали применяли исклю­чительно для окраски легковых автомобилей, однако в последние годы для ок­раски легковых автомобилей применяют в основном эмаль НЦ-11 черную, при­годную для эксплуатации в условиях умеренного, холодного и тропического климата.

Цветные эмали марки НЦ-П почти не используются для окраски лег­ковых автомобилей и заменены эмалями марок МЛ-12, МЛ-197, МЛ-1110 и МЛ-152, описанными выше. Эмали наносят краскораспылителем на загрунтован­ную и зашпатлеваиную поверхность автомобиля. Подробная характеристика эма­лей НЦ-11 приведена в гл. 4 (см. с. 288).

Эмаль НЦ-184 — суспензия СВП (технического углерода, развальцованного-с коллоксилином, пластификатором и диспергатором) в растворе коллоксилина и алкидной смолы в смеси растворителей. Выпускается черного цвета.

Эмаль предназначена для окраски загрунтованных литых деталей автомоби­лей краскораспылителем — после разбавления растворителем 646 до рабочей вяз­кости 30—38 с по ВЗ-4 при 20 «С. Обычно эмаль наносят в три слоя. Эмаль применяют также для окраски других металлических изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях. Подробная характеристика эмали НЦ-184 дана в гл. 4 (см с. 288).

Эмаль НЦ-5123 — суспензия пигментов в растворе коллоксилина и алкидной смолы в смеси растворителей с добавкой пластификаторов. Выпускают эмалн четырех цветов — зеленого, красно-коричневого, серого и салатного. Их приме­няют для окраски поверхностей литых деталей автомобилей, соприкасающихся с минеральным маслом, а также тракторов и сельскохозяйственных машин. Пе­ред нанесением на поверхность краскораспылителем или окунанием эмали раз­бавляют растворителем 646 до рабочей вязкости 25—35 с по ВЗ-4 при 20 °С.

Эмаль НЦ-1125—суспензия пигментов (в виде суховальцованных паст оп­ределенного цвета) в смеси растворителей с добавлением пластификаторов. Основные показатели эмали приведены в табл. 2.20. Выпускают эмали 10 цве­тов. После высыхания эмаль образует покрытие, выдерживающее 6 циклов пе­репада температур от —40 до +60 0С.

Основное назначение эмали НЦ-1125 — окраска специализированных грузо­вых автомобилей по предварительно загрунтованной металлической поверхности. Покрытие эмалью НЦ-1125 по грунтовке сохраняет защитные свойства в условиях умеренного климата ие менее 1,5 года. Эмаль наносят краскораспылителем в 3 слоя по предварительно загрунтованной грунтовкой ГФ-021 или ГФ-032 в один слой, высушенной при 100—1100C и зашлифованной поверхности. Сушку первых двух слоев проводят при 18—22 0C в течение 10 мин, а третьего слоя — сначала при 1.8—220C в течение 1 ч, а затем при 60° С в течение 0,5 ч. Общая толщина покрытия должна составлять 45 — 55 мкм. Перед нанесением эмаль раз­бавляют растворителем 646 до рабочей вязкости 23—28 с по ВЗ-4 при 20 °С. Гарантийный срок хранения эмалей — 12 мес. со дня изготовления.

Грунтовка ГФ-017 — суспензия пигментов в смеси глифталевого лака и ме­ламиноформальдегидной смолы типа К-421-04 с добавлением антиоксидантов н растворителей. Грунтовка образует после горячей сушки полуматовое темно-ко­ричневое покрытие, обладающее хорошей адгезией к металлической подложке и к покрывным’эмалям (МЛ-12 и др.), стойкостью к действию нитроэмалей и спо­собностью шлифоваться.

Грунтовку применяют для грунтования фосфатированной поверхности лег­ковых автомобилей и автобусов и для грунтования других металлических по­верхностей. Грунтовку ГФ-017 выпускают с индексом «р» — для нанесения кра­скораспылителем или кистью и индексом «ок» — для нанесения окунанием. При нанесении ,краскораспылителем грунтовку разбавляют сольвентом до рабочей вязкости 35 с по ВЗ-4 при 20 °С. Толщина однослойного покрытия составляет 15—20 мкм, а двухслойного — 30—40 мкм. Гарантийный срок хранения грун­товки — 6 мес. со дня изготовления.

Грунтовка ГФ-018 — суспензия пигментов в полуфабрикатном глифталевом лаке. После горячей сушки (при 1400C в течение 40 мин) образует покрытие желтого цвета (непосредственно по металлу или по другой грунтовке), стойкое к действию солевого тумана (3%-ного раствора NaCI) в течение 24 ч.

Основное назначение грунтовки — нанесение на кузова и детали оперения автомобилей. Грунтовку наносят на поверхность методами пневматического и электростатического распыления. При нанесении краскораспылителем грунтовку разбавляют до рабочей вязкости 26 с по ВЗ-4 сольвентом или ксилолом. Тол­щина однослойного покрытия 15—20 мкм, а двухслойного — 30—40 мкм. Га­рантийный срок хранения грунтовки— 12 мес. со дня изготовления.

Грунтовка ГФ-073— суспензия пигментов и наполнителя в полуфабрикат­ном глифталевом лаке с добавлением сиккатива. После высыхания при 18— 22 °С до степени 3 грунтовка образует однородное матовое покрытие желто-коричневого цвета, обладающее водостойкостью, антикоррозионной стойкостью и хорошей адгезией к металлу, грунтовкам ФЛ-093 и Эф-083 и к автомобиль­ным эмалям МЛ-197 и МЛ-1110. Плотность грунтовки составляет 1100—1150, а пленки 2000—2300 кг/м3.

Основное назначение—грунтование прошлифованных до металла мест кузо­вов легковых автомобилей. Грунтовку наносят на поверхность краскораспыли­телем после разбавления ее ксилолом до рабочей вязкости 22—24 с по ВЗ-4 при 20 °С. При нанесении иа загрунтованную грунтовкой ГФ-073 поверхность эмали МЛ-197 или МЛ-1110 блеск пленки должен уменьшаться не более, чем на 5%. Гарантийный срок хранения грунтовки — 6 мес. со дня изготовления.

Грунтовка ГФ-089 — суспензия технического углерода и наполнителя в смеси раствора меламиноформальдегндной и глифталевой смол. После высыхания грунтовка образует гладкую полуматовую или полуглянцевую пленку с хорошей адгезией и водостойкостью (см. табл. 2.20), стойкостью к действию солевого тумана (5%-ного раствора NaCl) в течение 96 ч, к действию влажных паров в гидростате—150 ч. Удельное объемное электрическое сопротивление грун­товки при рабочей вязкости составляет 1•1O7 — 5-108 Ом-см.

Основное назначение грунтовки —окраска карданных валов и других дета­лей автомобилей. Грунтовку наносят на поверхность методами пневматического и электростатического распыления при рабочей вязкости 20—22 с по ВЗ-4 при 20 °С. Перед «нанесением в электростатическом поле грунтовку разбавляют рас­творителем РКБ-1, а при нанесении краскораспылителем — ксилолом. Гарантий­ный срок хранения — 6 мес. со дня изготовления.

Грунтовка ЭФ-083 — суспензия пигментов и наполнителей в растворе эпок-сиэфира (лака ЭЭ-42-3) и меламииоформальдегидной смолы. Полуфабрикат-йый лак ЭЭ-42-3 .представляет собой раствор смолы Э-44, этерифицированной жирными кислотами льняного масла.

Технологический процесс изготовления грунтовки включает следующие этапы:

1)  Изготовление пигментной пасты в одну стадию в шаровой мельнице или в две стадии — дополнительным диспергированием в бисерной мельнице; в ша­ровую мельницу загружают все компоненты и диспергируют, отбирая пробы для контроля пасты по вязкости и дисперсности; диспергирование пасты до требуемой’ дисперсности (15 мкм по клину) требует длительного времени. По­этому чаще проводят двухстадийное диспергирование  путем выкачивания со­держимого из шаровой мельницы в емкость (смеситель) по достижении степени диспергирования 25—30 мкм по клину; из смесителя перекачивают пасту в дис-сольвер, нз которого подают насосом в бисерную мельницу, где продолжают диспергирование до степени перетира 15 мкм по клипу; при двухстадийном режиме в шаровую мельницу загружают только часть лака ЭЭ-42-3; готовую пигментную пасту перекачивают в промежуточную емкость;

2)  составление грунтовки и типизация в смесителе; в смеситель загружают оставшееся количество лака ЭЭ-42-3, а затем из промежуточной емкости пере­качивают пигментную пасту, перемешивают около 1 ч и отбирают пробы грун­товки для типизации по цвету, вязкости и содержанию нелетучих вешеств;

3)  фильтрация и слив грунтовки в тару; фильтруют грунтовку пропусканием через центрифугу типа ИСА с дополнительной очисткой через многослойный фильтр из марли и ваты; готовую грунтовку перекачивают из приемной коробки 6 бочки.

Грунтовка образует полуматовое покрытие, обладающее высокой водостой­костью и способностью хорошо шлифоваться водостойкой шкуркой с номером зернистости 4 с применением воды. Цвет пленки близок к светло-дымчатому и нормируется по картотеке цветовых эталонов. Грунтовка обладает хорошими электроизоляционными свойствами — удельное объемное электрическое сопротив­ление ее находится в пределах 1-107 — 108 Ом*см.

Основное назначение грунтовки — грунтование предварительно подготовлен­ной поверхности кузова и других деталей легковых автомобилей. Двухслойное, покрытие грунтовкой ЭФ-083 по фосфатированной поверхности выдерживает воздействие влажной атмосферы при испытании по методу II ГОСТ 15157—69 не менее 6/Циклов.

Грунтовку наносят на поверхность в основном методом распыления в элект­ростатическом поле, предварительно разбавляя ее до рабочей вязкости 23—35 с по ВЗ-4 при 200C разбавителем РЭ-11В. Гарантийный срок хранения грун­товки — 6 мес. со дня изготовления.

Грунтовка ФЛ-093— суспензия пигментов в резидроле BA-133. Выпускается трех цветов— красно-коричневого, серого и черного. После высыхания при 1800C в течение 0,5 ч грунтовка образует полуглянцевое покрытие, обладающее высокой адгезией, бензостойкостью и хорошими физико-механическими свой­ствами (см. табл. 2.20). Электропроводность 15%-ного раствора грунтовки, опре­деляемая на приборе типа ММ34-59 — не более 2000 мкСм/см, проникающая спо­собность грунтовки — не менее 12 см.

Красно-коричневую и серую грунтрвки применяют для грунтования спосо­бом электроосаждения кузовов, кабин, деталей и узлов легковых автомобилей, сельхозтехники и других металлических изделий, эксплуатируемых в условиях умеренного, северного и тропического климата, а черная грунтовка предназна­чена для однослойного покрытия деталей шасси и других комплектующих дета­лей автомобилей. При нанесении грунтовки ФЛ-093 электроосаждением при напряжении 220—320 В слоем толщиной не менее 22 мкм образуется покрытие, обладающее способностью выдерживать ускоренные испытания на солестойкость в течение не менее 150 ч и на влагостойкость (в гидростате типа Г-4) — не менее 1000 ч.

Comments are closed.